Формирование «Я» у ребёнка. Задачи матери. Символизация.

s28826858

Появившись на свет, ребенок находится в полном слиянии с окружающим миром. В его сознании он и мать, это один организм. Он не отличает себя от матери, потому что нет ещё ТОГО, КТО мог бы отличать. Для того, чтобы  у ребёнка появилось его «Я» (тот, кто отличает), мать должна помочь ему сформировать его. Задача матери — обозначать ребёнку словами то, что с ним происходит, перевести его ощущения и чувства, в желания связанные с ней. Перевод ощущений и чувств ребёнка в слова называют «Символизацией». Мать-это первый переводчик желаний ребёнка.

   Достаточно хорошая мать доступна для ребёнка. Она дает место и пространство для возникновения потребностей и чувств у него, принимая гнев и ярость, направленную на себя.  Эмоционально доступная мать выдерживает и понимает, что гнев чада связан с тем, что он проголодался и соскучился по ней. Ребенок, чей гнев и ярость принимаются матерью, не боится, что его желания и злость разрушат мать.

    Понимая, что происходит с ребёнком, она символизирует его состояние в слова: «Ты так кричишь и бьешь меня, потому что сильно замерз, а меня не было рядом». Мать придает словами, смысл телесному возбуждению ребёнка. Она связывает телесные ощущения ребёнка со своим образом, с заботой и доступностью. Слова матери ребенок помещает  в себя. В дальнейшем, они помогут ему символизировать свое состояние в желание. Символизируя изо дня в день ощущения и чувства ребёнка, мать формирует у него собственное  «Я», у которого есть ощущения, чувства и желания, связанные с окружающим миром.

  Символизация формирует у ребёнка границы между собой и матерью. Изначально этих границ нет, и ребёнок находится в полном слиянии с матерью.  И лишь ее слова, наполненные любовью и заботой к нему, со временем, помогают  ребёнку обнаружить себя отдельным от матери. Постепенное отделение от матери называется «Сепарация». Сепарация — очень важна в развитии и становлении «Я» у ребёнка. Ведь только отделившись от матери, ребенок, а в дальнейшем взрослый, чувствует себя автономно (свободно), уверенно, получает удовольствие от жизни и близости с людьми. Символизация и сепарация, возможны только при наличии достаточно хорошей матери, которая эмоционально доступна, т.е. может выносить и обозначать ребёнку (символизировать) все его  чувства и желания, формируя у него знания о самом себе, своём «Я».

   Пациенты, с травмированным первичным нарциссизмом, имели матерей, которые были не способны или плохо символизировали желания ребёнка. Такие мамы мало говорят с ребёнком, больше делают что-то с ним. Они обращаются с ребёнком как с функцией (вещью), молча кормят, моют, одевают, не обозначая словами ребёнку того, что с ним сейчас происходит. Такие матери часто искажают смысл желаний ребёнка.

     Задача психоаналитика, вместо матери проделать работу  с пациентом, по символизации и возвращению смысла. Эта задача выполняется в процессе проигрывания  с пациентом, в переносе прошлых отношений, которые были у него в детстве с родителями.

Одинцова Екатерина Вячеславовна . Октябрь 2015.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий к записи Аноним