Внутренняя хорошая мать

hello_html_m1b7bf02

     Жизнь взрослого человека и его судьба, во многом зависят от того, какими складывались его отношения с родителями в раннем возрасте. В психоанализе большую роль отдают взаимоотношениям чада и матери, в  первые три  года жизни ребенка . Ведь такие внутренние качества личности  как самооценка, уверенность в себе, любовь к себе и другим,  получение удовольствия от жизни, формируются  у ребёнка только в отношениях с важными объектами  (мать, отец, опекуны) в раннем детстве. Английский психоаналитик  Д. Винникот,ввел термин «Достаточно хорошая мать». Французские психоаналитики говорят о матери соблазнительнице: — «Мать соблазняет ребёнка на жизнь своей любовью.  Ребёнок насытившись любовью и заботой матери, отпускает мать и обращает свою любовь, свои потребности и желания, к другим объектам, людям».

     А что же происходит с ребенком, а далее взрослым человеком, если его ранние отношения с матерью были нарушены, если ее любви, внимания и заботы было мало? В этом месте происходит провал, и этот провал имеет название- «Ранний нарциссизм». Но сейчас, я хочу поговорить о достаточно хорошей матери. О той матери, которая способна выносить  и поддерживать эмоциональный мир ребёнка,  способна заботиться о нем, любить и быть доступной.

     Ни для кого не секрет, что младенец абсолютно беззащитен и беспомощен перед окружающим его миром. Он полностью зависит от матери. Родившись, младенец ещё не отделяет себя от матери.  Он находится с ней в СЛИЯНИИ. Слияние — это состояние психики, когда младенец не отличает самого себя от матери. Просто нет ещё того, кто мог бы отличать и видеть два разных объекта, себя и мать. Внутри у младенца, есть лишь приятные ощущения, если его потребности удовлетворяет мать или  неприятные ощущения (голод, холод,напряжение), т.к. его потребности не удовлетворяет мать.  Только спустя время, постепенно, ребенок накапливает, запоминает  приятные ощущения удовлетворенных потребностей, которые связаны с присутствием матери, ее запах, голос, интонация, тепло  ее тела и наконец, ее образ. Обнаружив впервые образ матери, младенец начинает улыбаться. Когда мать уходит, ребенок вновь испытывает болезненное телесное возбуждение, которое требует разрядки. Во время испытываемого напряжения, в психике ребёнка  оживляется память, которая хранит образ матери и связанное с ней удовлетворение потребностей. Таким образом, ребёнок галлюцинирует (представляет) ее себе, это помогает ему выдержать напряжение и неудовлетворенность в ожидании объекта — матери. Именно так,  постепенно формируется ребёнок, который хочет воображаемую, представленную маму (субъект)  и реальная мать (объект), которой нет с ним сейчас рядом. Так появляется ОН и МАТЬ, ВНУТРЕННИЙ мир и ВНЕШНИЙ, ОЖИДАНИЯ от матери и РЕАЛЬНАЯ  мать.

    От О до 3 лет отношение ребёнка к матери, как с вещью — функциональное. Вначале матери нет, есть только ее грудь, а сам младенец — рот.  Функциональное отношение  к матери, означает то,что в сознании ребенка мать — это вещь, которая появляется по его желанию, удовлетворяя его потребности, избавляя его от сильного напряжения. Она — вещь, приносит удовольствие. Ребёнок — это ее господин, а мать его СОБСТВЕННОСТЬ. Эта стадия называется , состояние ВСЕМОГУЩЕСТВА ребёнка. В психоанализе эту стадию называют- «Первичным нарциссизмом».

      «Первичный нарциссизм» — создает важный фундамент, который способствует дальнейшему развитию и  «сепарации», отделению ребёнка от матери, дает ему внутреннее, устойчивое ощущение ценности себя, своего бытия. Ведь внутренняя самоценность, устойчивость, уверенность — это переживания, которые сформировались внутри ребёнка во время идентификации с любящей матерью. Идентификация — это присвоение ребёнком качеств любящей матери. Он, как бы помещает в себя качества матери, идентифицируется с ней.

   Только постепенно, он сможет отказаться от всемогущества и признать право матери на  ее собственную жизнь, потребности, желания, обнаруживая внутри себя все больше собственных потребностей, возможностей, независимости, желаний не связанных с матерью. Таким образом, благодаря идентификации со здоровой матерью, которая дала достаточно любви и заботы, ребёнок вырастает с внутренней самоуверенностью, адекватной самооценкой,  самоподдержкой, любовью к себе и окружающим, внутренней автономией и удовольствием от жизни.

     К сожалению такое развитие происходит далеко не всегда. Психологические нарушения матери, приводят к нездоровой идентификации ребёнка с ней. Идентифицируясь с нарушенным объектом, ребёнок помещает в себя нарушения матери, что влечет за собой нарушение развития, низкую самооценку, неуверенность в себе, страх близости и неудовлетворенность жизнью.

Одинцова Екатерина Вячеславовна. Сентябрь 2015г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий